Нет, полностью цитировать произведение Александра Сергеевича не собираемся, но поговорить о еще одной тенденции современности вполне можно. Тем более что и на днях пришло официальное подтверждение от «Яндекса». Как сообщили в компании, в декабре в их приложении «Яндекс.Новости» появилась новая маркировка – «С чего все началось», которая позволяет найти первоисточник в новостных сообщениях и выделить его в отдельный блок. И вот настало время для опубликования первых статистических данных.
«Чаще всего источниками выступали сообщения в Facebook — 8% всех инфоповодов пришли из этой социальной сети. На втором месте по числу первоисточников — Twitter (5%), на третьем сайт агентства ТАСС (3%).
Топ-10 площадок по количеству первоисточников:
- facebook.com – 8%;
- twitter.com – 5%;
- tass.ru – 3%;
- kommersant.ru – 2,9%;
- interfax.ru – 2,8%;
- ria.ru – 2,2%;
- rbc.ru – 2,1%;
- vedomosti.ru – 2%;
- izvestia.ru – 2%;
- reuters.com – 1,7%.
В целом же, большинство первоисточников — это сообщения русскоязычных редакций (40%), зарубежных — 28%; по 16% первоисточников находится в социальных сетях и на официальных сайтах.
Топ-10 русскоязычных сайтов в первоисточниках (по доле сообщений от общего числа):
- tass.ru;
- kommersant.ru;
- interfax.ru;
- ria.ru;
- rbc.ru;
- vedomosti.ru;
- izvestia.ru;
- lifenews.ru;
- mskagency.ru;
- rg.ru.
Топ-5 иноязычных СМИ:
- Reuters;
- Bloomberg;
- 112.ua;
- dw.com;
- bbc.com.
Топ-5 социальных сетей:
- Facebook;
- Twitter;
- Instagram;
- ВКонтакте;
- Livejournal», — рассказывают в компании.
Занимательная статистика, верно? Особенно в той части, что касается Facebook. Нет-нет, а встретишь в сообщении разных СМИ ссылки на Facebook. Например, в недавней истории с красноярским депутатом, который раскритиковал известного чеченского политика на своей странице. Или еще более свежий пример: лайк от Марка Закерберга послужил инфоповодом для новости ряда российских информагентств.
В этот и кроется причина «инфоповодности» Facebook: это как раз та площадка, где свое представительство имеют активные индивидуумы из числа общественности, творческих кругов, политики, экономических сфер и так далее. Каждый уважающий себя журналист, пиарщик, маркетолог, так или иначе, использует Facebook в работе. Необязательно, чтобы на основе своей ленты написать новость. Однако как средство коммуникации и поиска информации Facebook весьма удобен. Что думают о Facebook в рабочем аспекте и действительно ли он генерит инфоповоды лучше и больше всех – об этом специально для «Бизнес-ПРО» рассказали сибирские журналисты.
Евгения Борисова, радиоведущая «Кузбасс ФМ» (Кемерово):
«Суть моей работы на радио состоит в том, чтобы в прямом эфире обсуждать самые актуальные новости или темы. Facebook можно считать своеобразным зеркалом актуальной информации. Мои «френды» — это определенный круг образованных и социально активных людей, и они регулярно обсуждают какие-то интересные темы, проблемы. При выборе тем для эфира иногда ориентируемся на эти обсуждения. Бывает, что и приглашаем в гости кого-то из особо активных «обсуждателей». Как пример могу привести широкую дискуссию вокруг возможной блокировки мессенджера Telegram. Обсуждение развернулось на странице Максима Шипачева, одного из активных кемеровских блогеров, мы оттолкнулись от его поста, расширили тему, и сделали эфир о том, готовы ли россияне отказаться от неприкосновенности личных данных ради безопасности (дискуссия эта развернулась после взрывов в Париже). Блогера пригласили в качестве эксперта, так же собрали несколько мнений других кемеровчан, которые работают с мобильными приложениями и ориентируются в этой сфере. Ну, и слушатели, конечно, звонили в прямой эфир».
Вадим Алексеев, заместитель редактора по радио «Комсомольская правда-Новосибирск»:
«Для меня Facebook – не главный источник информации, но в принципе да, иногда в ленте нахожу инфоповоды. Навскидку – нашёл там сообщение про женщину, которая засудила коллекторов, хотя в основном весь криминал ищется во «ВКонтакте». Facebook – это политика и «социалка». И аудитория там другая, нежели во «ВКонтакте»: старше и политизированнее».
Галина Кошкина, журналист (Красноярск):
«Сложно сказать, генерит ли Facebook самое большое количество инфоповодов или нет, но я неоднократно фиксировала такие факты и сама пользовалась сообщениями в Facebook как инфоповодами. И моими сообщениями тоже не раз пользовались другие СМИ. Специфика ресурса такая.
Из всех соцсетей Facebook – самый событийный и информационно насыщенный. Постоянно какие-то высказывания публичных людей в Facebook в итоге приводят к созданию новостей и сюжетов. Отчасти это происходит из-за того, что сюда со своими блогами и постами «переехали» часть «писателей» из LiveJournal. То есть люди, которым есть, что сказать».
«Бизнес-ПРО»