Сервис большой и маленький, мнимый и реальный или нечеловеческое лицо человеческих компаний

Покажите компанию, которая не мечтает о крупных сделках, постоянных  и лояльных клиентах, растущих выручке и прибыли. Кажется, что нет таких. Но глядя на работу некоторых компаний, понимаешь, они — существуют.

Возьмем, к примеру, рынок окон, дверей, мебели и т.д. Одной из главных головных болей при сотрудничестве с ними является то, что в один день сделают доставку товара, и только на какой — то другой произведут установку. Мало того и в том и в другом случае очень часто не называется половина дня, в которую стоит ожидать визита сотрудников. Спрашивать о часе посещения еще более бесполезное занятие. Но ладно, бог с часом визита. Главное заключается в том, что вместо 1 дня нужно быть дома 2 дня. Что это значит? Это значит, что компания свое неумение организовать работу 2 своих внутренних подразделений переложила на плечи клиентов. Вместо того, чтоб заняться отладкой бизнес — процессов она предлагает клиенту тратить свое время, а в конечном итоге и деньги – ведь это время простоя. О какой лояльности у клиента и клиентоориентированности у компании можно после этого говорить?

Иногда, при потребности поехать в другой город, расположенный поблизости, я выбираю сделать это посредством  железной дороги. И практически каждый раз меня  поражает удивительная настойчивость проводников, которые предлагают приобрести лотерейный билет. Я понимаю, что это продажа сопутствующих предложений, возможности дополнительной прибыли и пр. Но почему так настойчиво? Почему у меня, да и у других пассажиров, возникает ощущение, что мы оказались где – то на барахолке среди цыган или лохотронщиков?  Ведь это можно сделать более изящно. Достаточно положить листовки на столики, или в вагонах на местах сделать специальные карманчики, в которых будут лежать предложения. С точки зрения продаж, лояльности, позитивного отношения это будет более удачный вариант. В крайнем случае, проводников можно было научить продавать их более изысканно.

Еще один случай из жизни моей дорой знакомой: «Как-то я решила купить билеты на поезд из города Нск в город К. В кои-то веки решила воспользоваться РЖД. Захожу на сайт РЖД, чтоб узнать расписание и подобрать себе оптимальный вариант. Забила города и даты. И… «ошибка сайта». Попробовав еще несколько раз безрезультатно, звоню по тел. 005. Бесконечный автоответчик… Набираю дополнительно 0, чтоб поговорить с оператором. Оператор поняв, что я хочу узнать расписание, переключает меня на автоответчик. Еще раз звоню на 005, доп-но 0. Предупреждаю сразу, чтоб не переключали! Узнала расписание. Прошу бронь. Молодой человек говорит: « Я Вас переключу». Ок. Переключает. Жду минут 5. Наконец раздается голос оператора. На мой вопрос о брони… я слышу «великолепнейший» ответ (а я нахожусь в Новосибирске!!!): «Да, вы можете забронировать билет, при условии его выкупа в Москве». На мое искреннее удивление о том, что я (заметьте колл-центр тоже) нахожусь в Нске и из него же я буду уезжать… и зачем мне сообщать такую информацию (т.е. я бронирую здесь, еду за билетами в Москву, возвращаюсь обратно и наконец-то еду из Нска в город К) девушка мне говорит: Я положу трубку, если вы будете со мной так разговаривать». На мой вопрос о том, что может быть есть какие-то другие способы – из Нска бронировать и в Нске покупать… она кладет трубку… Звоню еще раз. Сразу говорю оператору о том, что хочу узнать о способах бронирования или покупки билетов онлайн в Нске. Ура! Способы есть. Меня отправляют на сайт РЖД. Возвращаюсь на него обратно. Надо зарегистрироваться. Регистрируюсь. Зайти в кабинет не могу – пароль, оказывается, ввожу неверный… Итак несколько раз. Прошу выслать мне новый… Ввожу новый пароль. Опять – неверный. И так несколько раз. Итого: процедура из 19 века – еду на вокзал, стою в очереди и покупаю билеты там. Но мучает вопрос: зачем тогда делать такой сайт и такой колл-центр, которые работают через раз в лучшем случае и то, если их предупреждаешь?»

Приходя в очередной гипермаркет и встречая поразительное разнообразие товаров, в половине которых я не разбираюсь, я очень часто испытываю потребность в консультации. Регулярно общаясь с большим количеством людей, вижу – не я одна такая. Это проблема, с которой сталкивается практически каждый. Но попробуйте в такой торговой точке найти продавца. Допустим, Вы его все же отловили. Далеко не факт, что он даст Вам качественную консультацию. А ведь это в конечном итоге та же самая лояльность и недополученная прибыль – ведь покупку этого товара мы не сделаем как в этот раз, так и в следующий. Есть такая замечательная штука, как «кнопка вызова» продавца. Я знаю всего лишь 2 места в Новосибирске, где она используется. Во всех случаях речь идет о ресторанах, причем один из них находится в Академгородке. Почему всего 2 ресторана пользуются такой технологией мне тоже непонятно – ведь проблема ожидания официанта одна из «распространенных».

Мне очень часто партнеры — клиенты задают вопрос: «Делать ли нам колл-центр или нет?» Я всегда задаю им встречный вопрос: «Когда Вы звоните в колл – центр сотовых операторов, оператора городской телефонной связи, провайдеров Интернет – услуг, страховых компаний, банков и т.д., Вы попадаете в колл-центр. Каковы Ваши впечатления?» И впечатлений оказывается много: попробуй дозвонись, попробуй выслушать этот бесконечный поток в большинстве случаев бесполезной информации от автоответчика, попробуй достучаться до оператора, который говорит как робот заученными фразами, скриптами и не в состоянии отойти от них то ли в силу последующих штрафов,  то ли в силу своей робототизированности. Такое ощущение, что колл-центры созданы для того, чтобы уйти от клиента и его проблем, а не стать ему ближе и решить его проблему. Как продажник, маркетолог, я вижу многократное нарушение правил общения с позвонившим в колл – центр клиентом. Зачем его тогда создавать? Проще не создавать.  Зачем говорить клиенту: «Ваш звонок очень важен для нас». Если затем он услышит: «Время ожидания составляет 15 минут». А затем еще 10 и т.д.

Еще одна любопытная тема — АЗС. Рядом с моим домом есть заправка, которая очень удобно для меня расположена. Но вот уже более чем полгода я предпочитаю сделать крюк и осуществить заправку в совершенно нераскрученном месте. Причины такого решения? После того как я простояла в очереди за бензином 30 минут, а подъехав обнаружила очень маленькую табличку о том, что моего бензина в продаже нет, моя чаша терпения переполнилась. Мало того, что очереди —  явление у этой сети АЗС постоянное, как и отсутствие бензина, наряду с аналогичной информацией на подъезде к заправке,  так еще программа лояльности сложновата для понимания (у меня, как и многих других клиентов, нет времени осваивать ее премудрости, искать, а затем еще и ожидать выгоду) и сдачу не додают (а в рамках потока – это приличные суммы в конце дня получаются).

Самое забавное — это благотворительные проекты. Понятно, что так или иначе благотворительную деятельность компаний финансируют в конечном итоге клиенты. Но зачем мне сообщать, что такая — то часть из моих внесенных денег пойдет на благотворительность? Почему у меня не спросить разрешения на это? Например, так: «Если Вы желаете принять участие в благотворительном проекте, то Вам для этого достаточно заплатить за литр бензина на рубль больше. Этот рубль пойдет туда – то и туда-то. Вы берете 10 литров бензина. Для Вас это всего 10 руб. ». И вот от такого предложения я точно не откажусь. Причины? У меня СПРОСИЛИ мое мнение, а не сделали это в принудительном порядке, приняв решение за меня! … Маленький, пока еще маленький, диктат больших компаний.

В одном из банков менеджер так объяснял 2-х недельные сложности в решении технического вопроса: «У нас техподдержка находится в Москве». Какая разница, где она находится. Я здесь и вы здесь. Неужели это я – клиент Вашего банка должна разбираться в Вашей внутренней кухне и делать Вашу работу?

Таких примеров огромное количество. Так что же получается? С одной стороны компании мечтают о щедрых лояльных клиентах, прибыли, а с другой  — делают все для того, чтобы этого не произошло. Маленький сервис или его полное отсутствие, перекладывание проблем компании на плечи клиента, отсутствие человеческого лица, маленький диктат, оптимизация бизнес — процессов для удобства компании, а не для клиента, игнорирование его неудовольствия и раздражения и пр. Что же дальше?

 

Итого предлагаю Вашему вниманию «10 золотых правил работы с клиентами» для достижения целей обозначенных вначале статьи.

  1. Будьте удобными для клиента и отладьте наконец свои бизнес – процессы.
  2. Будьте изящны в своих продажах и не становитесь в один ряд с лохотронщиками.
  3. Будьте открыты и доступны для взаимодействия с клиентом.
  4. Будьте грамотны в своих консультациях.
  5. Будьте оперативны и быстры.
  6. Будьте честны в расчетах с клиентами.
  7. Будьте просты, понятны и действительно выгодны в программах лояльности.
  8. Будьте уважительны и спрашивайте мнение клиента.
  9. Будьте человеком, а не роботом.
  10. Будьте рядом!

 

Татьяна Аржаева, директор компании «ТСК, лаборатория развития»

Юлия Шишкина. Немного о личности

Уже два с половиной года в Новосибирске и других городах Сибири проходит нетворкинг "НеДеловая встреча". На страницах портала мы решили периодически знакомить вас с участниками...

Мое счастье очень простое

Юлия Коваль, 40 лет, г.Новосибирск, Переехала в Новосибирск в 2011 году, Работала бухгалтером, специалистом по таможенному делу, специалистом складского комплекса, диспетчером, управляющей...

«НеДеловая встреча» — главный нетворкинг Сибири.

В Новосибирске отгремела 33 «НеДеловая встреча»! ⠀ #Главныйнетворкинг Сибири как и три года назад продолжает быть полезным. И лучший способ это измерить - посчитать количество участников,...

В Новосибирске теперь можно сходить на тренировку не только по фитнесу, но и по...

12 ноября первую тренировку личных брендов проведёт известный в Новосибирске и за его пределами специалист по созданию из экспертов звёзд Елена Кемлер. Тренировка будет самая...

КРУДОР готов к труду и обороне…

Сотрудники управления автомобильных дорог по Красноярскому краю приняли участие в Дне здоровья "Готов к труду и отдыху" Сегодня более 100 человек от 19 до 55...

Если человек проходит свой путь, он гармоничен во всем

Тамара Тихонова, Прокопьевск (Кемеровская область) Методист Управления культуры Прокопьевского района Кемеровской области Отвечает за работу семи сельских клубов, организует районные поэтические фестивали, программы «Доступная среда» в...