Я лучше знаю, каким всё должно быть – прямоугольным!

на фото: Наталья Патрихина с ученикамиЯ неспроста выделила в заглавие фразу Чапека, которую он  вставил в речь кирпича.  В своём монологе я хочу поделиться с читателями исключительно своим отношением к искусству и творчеству, и немного порассуждать об особенностях рынка  артиндустрии  Красноярска.  Как человек неглупый и лабильный, я могу изменить своё мнение в будущем, а пока  всё нижеизложенное могу открыть, благодаря личному опыту и наблюдению особенностей творческой деятельности современников.

Помню, как в восьмилетнем возрасте я одна отправлялась пешком далеко от дома на кирпичный завод за глиной. Набрав полные пакеты и, не думая о безлюдных тёмных развалинах на пути, счастливая  возвращалась домой, на ходу обдумывая новое творение. Созидание было для меня также необходимо, как еда.  Без него моя жизнь теряла полноту и богатство: богатство эмоций, воображения, культуры. Однако, искусство сегодня является частью большого бизнеса, в  котором деловой мир считает его таким же объектом вложения, как недвижимость и акции. Взаимоотношения искусства и бизнеса не так просты: во-первых, в художественном мире существуют собственные внутренние правила купли-продажи, а во-вторых, взаимовлияние между искусством и бизнесом постоянно растёт. Всё чаще бизнесмены рассматривают искусство как надёжные инвестиции и защиту от инфляции.

Что же такое арт-бизнес?

Учитывая особенности деятельности, я разделила арт-бизнес на 5 групп. В первой оказались производители товаров для творчества. Основные российские производства находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а нашему региону, как правило, перепадает только то, что остаётся на новосибирских складах, так как напрямую с фабриками у нас никто не работает. Даже учитывая недавнее открытие мегамаркета для творчества «Леонардо», ассортимент художественных товаров в Красноярске достаточно скудный и некачественный. Следующими в цепочке арт-бизнеса, как вы уже поняли, стоят продавцы товаров для творчества, за которыми следует огромная армия потребителей, начиная с профессиональных художников и любителей всевозможного декорирования, заканчивая юными рукодельниками. На следующей ступени – доходы от обучения тех самых любителей и профессионалов. В нашем городе художественные школы и частные студии представлены достаточно широко, а количество мастер-классов по живописи и различным техникам декора просто зашкаливает. Для меня стало неожиданным активное желание земляков заниматься живописью: был сложившийся стереотип о приземлённости провинциалов, далёких от искусства. В общем-то, я и сейчас так считаю, впадая в снобизм, но понимаю причину такого пристрастия красноярцев к творческому процессу, о которой расскажу чуть позже. Последним звеном в цепочке становятся ценители искусства, коллекционеры, галерейщики – все те, кто зарабатывает на продаже и перепродаже произведений искусства. Все эти звенья складываются в цепочку людей со схожими интересами, зависимых друг от друга, и преследующих каждый свои цели.

О неслучайности случая

Двадцать пять лет назад я окончила Ачинскую художественную школу, и была уверена, что живописи в моей жизни больше не будет. Те, кто занимался в академической школе, меня поймут: это и высокие требования, и большие объёмы домашних заданий, и часто абсолютное отсутствие творчества в перевес жёсткой техничности. В середине «девяностых» я примерила маску столичного жителя, убежав в Москву, вышла замуж, и задержалась в обоих состояниях на 10 лет. Мои способности на тот период подтверждались только аттестатом о среднем образовании, и я испытывала сумасшедшее желание найти себе применение. Начала отталкиваться от того, что умею: я хорошо говорила по-немецки, и, при удачном знакомстве с семьёй дипломатов, приобрела работу в дипломатическом корпусе посольства Германии, где и преподавала русский язык немецким служащим в течение семи лет. Параллельно усовершенствовала язык в институте Гёте, а в настоящее время владею ещё английским, турецким и французским.

        Однажды в переходе метро я увидела художницу, пишущую портреты. Мне понравились её работы, и я тут же приняла позу для увековечения своего негреческого профиля. У нас завязался интересный диалог, я добавила к её гонорару «на чай», и мы продолжили беседу в ближайшем кафе. «Случайная» приятельница познакомила меня с московской творческой тусовкой, любимым ЦДХ (Центральный дом художника) и, именно благодаря этим связям, я решила поступить в Московскую художественно-промышленную академию имени Строганова, известную как «строгановка». Кафедры академических дисциплин для меня были слишком труднодоступны, и я остановилась на кафедре дизайна текстиля. Там я три года вбирала в себя всё то, чем делюсь последние десять лет.

Из Москвы пришлось уехать в Пермь к новому месту работы супруга, институт был оставлен, и уж  рассчитывать на востребованность меня как художника я точно не собиралась. Но совершенно «случайно» в школе, куда я устроилась преподавать немецкий язык, часть этажа занимала частная школа дизайна. Я стала часто забегать туда после уроков и проявлять интерес. Руководитель школы, узнав о моём художественном прошлом, разрешила организовать курс батика, росписи по шёлку, и цветоведения. Так учитель немецкого «лёгким движением руки» превратился в учителя рисования. Случилось это одиннадцать лет назад.

Спустя время я с сыном вернулась в Красноярск. Однажды забежав за красками в художественный магазин, я «случайно» познакомилась с директором, который предложил проводить на территории салона мастер-классы по живописи. Так я познакомилась с организатором сети магазинов для творчества «Хинган» Валерием Владимировичем Маркеловым. Именно он в последующем выделил мне в магазине целый зал для открытия постоянно действующей студии. Не зная, с чего начать, я начала с того, чему учили меня. На первое же занятие собралась внушительная компания учеников. Но к следующему занятию две трети потерялось. И так случалось почти всегда. Проанализировав качественный состав учащихся, я поняла, что это, как правило, люди, пришедшие на занятия после работы, уже порядком уставшие, и ищущие больше развлечения или отвлечения, чем того напряжения, которым я их порядком снабдила. У меня созрело решение распечатать репродукции красивых пейзажей, и дать людям возможность написать свои картины, с ориентиром на оригинал, но с его вольной интерпретацией. Я увидела, как ученики расслабились, и стали получать удовольствие от процесса. Количество учеников росло, и я решила  остановиться на этой методике.

В европейских академиях живописи копирование произведений старых мастеров было обязательным пунктом обучения молодых художников. В мои задачи входило мягко «навяливать» в работы новичков академизм, как бы, между прочим, знакомить их с теорией и историей искусств, поднимать самооценку, и, конечно же, направлять их устремления к последующему росту уровня мастерства. Люди, впервые взявшие в руки кисть, не способны создавать копии, но вполне способны срисовывать, выдерживая контраст. Одни пишут маленькие этюды, другие гигантов  в полтора метра, одни работают только кистью, другие даже в руки её брать не хотят, признают только мастихин. Как бы ни происходил процесс, на свет рождаются картины, которые хвалят не только кулики-коллеги, но и профессионалы. Через пару месяцев работы, когда методика обучения закрепилась в моём сознании, родилось название – студия альтернативной живописи. Это и альтернативный способ обучения с индивидуальным подходом, когда каждый ученик пишет свою картину, и альтернативная трактовка шедевров живописи новыми художниками, это противопоставление академическим стандартам обучения с  прекрасными результатами на финише. Я не теоретик, уверена, что состоялась, как отличный преподаватель, а на великого художника никогда не претендовала.

Красноярский «культурный кульбит»

 До возвращения в Красноярск, я не рассматривала наш город как культурный объект. Спустя 10 лет я посмотрела на него другими глазами. Красноярцы люди самодостаточные, креативные и неленивые. Если кто-то видит то, что ему приглянулось, его первой мыслью становится – а не попробовать ли самому? Конечно,  уровень культурного развития  значительно отличается от столичного, но можно ли осуждать людей только за отсутствие возможности увидеть, сравнить и оценить. Дилетантство на потребу модным тенденциям можно наблюдать не только на периферии, но и в культурной столице, выбор зависит от вашего эстетического вкуса. Как сказал кто-то из великих, в искусстве сказать что-то новое может лишь тот, кто достаточно не образован, чтобы не знать, что всё уже сказано. Поэтому желание затмить всех своим креативом часто оборачивается фиглярством. И я считаю, что это тоже входит в задачу преподавателя, развивать вкус, знакомить учеников с творчеством местных и приезжих мастеров. Два года я вела литературный клуб, в котором мы собирались раз в месяц и обсуждали прочитанное произведение, разумеется, классическое. Ученики признавались, что без меня ни за что не взялись бы за эти книги, что еле дочитали до конца, но в итоге благодарили. Так вот..поняла я, что в отличие от столичных жителей красноярцы занимаются творчеством не столько из любви к прекрасному или   в надежде прославиться и заработать, а с терапевтической целью. Творчество отвлекает их от быта, восстанавливает психические силы после стрессовых и депрессивных состояний. Это опять же альтернатива психологам и психиатрам, рекомендую!

Однако, материально не подпитанный интерес, как известно, очень быстро остывает. Поэтому мы с учениками изучаем красноярский  рынок артиндустрии, выявляем потребительский спрос, и даже находим свободные ниши. Например, очень скоро в Красноярске появятся эксклюзивные платки и шарфы из высококачественного натурального шёлка под брендом «POULET», расписанные моими ученицами. Качество росписи будет конкурировать с лучшими мастерами столицы и Европы, да и планы по его продвижению открывают всё те же горизонты. Больше у нас в городе никто не занимается такими аксессуарами, продают исключительно синтетические безликие батики. А ещё мы обнаружили, что в противовес богато украшенным банкетным залам, свадебные машины выглядят, мягко говоря, печально. Мы сделали исключительно роскошные украшения, которые сами придумали и создали от начала до конца.

Мы стараемся выдерживать качество во всём, наше творчество не самодеятельность, а результат длительного и терпеливого труда, который пользуется спросом и выдержит любую критику. В искусстве можно смешивать разные стили, но эта мешанина должна иметь стиль. Многие ученики давно продают свои картины, не смотря на то, что Красноярск  по моим наблюдениям «глух» к искусству. А может именно благодаря этому часто уходят «попсовые» картинки, а произведения искусства остаются незамеченными. Я ценю в человеке и способность творить прекрасное, и прагматичное умение найти сбыт, поэтому спокойно отношусь к любому выбору моих учеников. Плохое искусство не стоит ругать – оно умрёт само. Я же через полгода оканчиваю факультет журналистики института филологии и языковых коммуникаций Сибирского федерального университета, который привил мне не только любовь к литературе и русскому языку, но и научил с лёгкостью продвигать новые проекты, благодаря которым мои любимые художницы не только приятно проводят время, но и поправляют своё материальное положение. Так что интерес к студии альтернативной живописи подпитывается достаточно классически.

Наталья Патрихина, специально для БИЗНЕС-pro.

Инесса Акентьева: высокое призвание «несостоявшегося хирурга»

В каждом человеке заложены внутренние природные способности. Непонимание врожденной конституции приводит к тому, что существует  целая армия бездарных врачей, никчемных юристов, горе – бизнесменов....

Александра Андреева: «Действовать на благо цели — это успех!»

Досье: Александра Андреева, Новосибирск   Консультант по фитнесу для мам, основатель первого в Новосибирске фитнес-клуба для мам с детьми   Образование: физическая культура и фитнес-аэробика, специализация "Детский фитнес"   Организатор...

РУСАЛ направит 8 млн рублей на реализацию грантовых проектов в Красноярске

Более 8 млн рублей будет направлено на реализацию проектов-победителей грантовой программы «Территория РУСАЛа» в Красноярске и Железногорске. Награждение авторов проектов состоялось на Красноярском алюминиевом...

Питомцы «ПовоДОГа» в ожидании нового дома

В конце 2013 г. фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» открыл в Сочи первый частный приют для собак «ПовоДОГ», объединивший под своей крышей более 270...

Безопасность стоит дорого

Компания Positive Technologies опросила 250 специалистов по информационной безопасности из российских организаций различных отраслей. Оказалось, что в 2021 году 16% опрошенных российских компаний платили...

У любого бизнеса есть ресурсы, которые можно достать и оживить

Ольга Загородникова, Новосибирск Заместитель директора медицинского центра «УНИКЛИНИК», Отвечает за маркетинг и управление бизнес-процессами (в частной медицине с 2006 года), По первому образованию филолог-психолог, Окончила...