Поисковая система – это важный инструмент в работе у любого пиарщика. Тут не только ответ на любой вопрос (вспомним старый слоган «Яндекс: найдется все»), но и топ новостей по разным запросам. Помимо поисковой системы, среднестатистический журналист и пиарщик активно использует «Википедию», чтобы узнать, что раньше ему было неведомо. Скорее всего, разработчики знаменитой сетевой энциклопедии держали в голове этот факт, когда заявили о создании собственной поисковой системы. Портал ProductNews сообщает, что поисковик Knowledge Engine будет в первую очередь служить для поиска медиаинформации, а уже потом выдавать рекламу. Компания Wikimedia Foundation выделяет шесть базовых принципов для своего поисковика:
— механизм общественного контроля, что позволит обеспечить высокую достоверность информации;
— открытость, чтобы пользователь понимал, как поисковая система собрала информацию для него;
— открытый доступ к метаданным, дабы пользователь мог видеть точный источник информации;
— повышенное внимание к защите личных данных и конфиденциальности;
— отсутствие рекламы, что позволит свободно ранжировать сайты без влияния коммерческих интересов;
— международность, т.е. создание активного сообщества вокруг системы и накапливание информации вместо гонки за первые места в выдаче.
Оставим пока в стороне логичность данных принципов, еще поговорим об этом в ближайшее время. Вопрос в другом контексте: неужели нынешние поисковые системы не удовлетворяют медийщиков всех мастей, что каждый спит и грезит о Knowledge Engine? Несколько представителей сибирского и российского медиа-пространства согласились поделиться с «Бизнес-ПРО» своим мнением о поисковых системах: что используют, почему и чего хотели бы видеть от новых игроков.
Полина Спиридонова, корреспондент газеты «Кузбасс» (Кемерово):
«Интернет для меня начался с «Яндекса». Я к нему привыкла, и поэтому чаще пользуюсь именно им. Мне понятны его логика и интерфейс, мы с ним думаем похожими категориями. Несколько раз пыталась использовать Google, но не пошло. Поэтому «Яндекс» – это моя привычка. Если сравнивать с Google, отмечала для себя, что на ту или иную тему «Яндекс» не всегда выдает весь перечень статей. В Google порой натыкаешься на более интересные источники, редкие что ли. Еще одно наблюдение: по конкретному запросу «Яндекс» обычно выдает последние, свежие источники, все, что появлялось ранее, уже сложнее найти. Google выдает старье наравне со свежим.
Идеальный поисковик – это разборчивый поисковик. Хотелось бы, чтобы качественный, проверенный контент был отдельно от всего остального. Чтобы заходя, ты понимал: ага, вот этот блок – более или менее достоверная информация, этот – для тех, у кого много времени, и кто хочет пропускать через себя тонны этого информационного мусора».
Николай Проценко, руководитель проектов портала «Кавказская политика» (Краснодар):
«Использую «Яндекс» и Google. Так исторически сложилось года еще с 2001, когда интернет прочно вошел в мою жизнь. Тогда были альтернативные поисковики типа Altavista, сошедшие с дистанции и совсем непопулярный сейчас Rambler.
«Яндекс» и Google успешно дополняют друг друга. Когда работал над переводом книги Валлерстайна, то нашел в Google ответы практически на все темные места, которых там полно. В «Яндексе», конечно, индексированы далеко не все источники на английском, но было бы странно, если бы это было не так.
Хотелось бы, чтобы новый поисковик выдавал больше результатов по социальным сетям, но я не знаю, в какой степени все это зависит от взаимных договоренностей компаний. Но в принципе меня действующие поисковики устраивают. Возможно, потому, что я ищу информацию не только в них, а еще и на больших порталах с развитыми системами поиска, и так же в системах типа «Спарк», но это отдельная история вообще. Например, если хочу почитать что-нибудь «жареное» про Кавказ, то иду на один ресурс, который не буду рекламировать, но известно, что он работает как «сливной бачок», вбиваю туда нужного мне человека и читаю про него все. При этом получаю именно концентрированную информацию, а если бы искал ее в «Яндексе» или Google, мне бы выпало много лишнего».
Анна Динельт, управляющий партнер агентства маркетинговых решений «Команда А» (Новосибирск):
«Использую «Яндекс». Во-первых, потому что я ретроград. Это была первая моя система. Сейчас устраивают опции поиска по блогам и социальным сетям, метрика и музыка для души
Что хочу от новой поисковой системы? Чтобы она отвечала запросам времени, По большому счету, запросы меняются. И нужно что-то новое. Еще совсем недавно не было «Яндекс». Музыки, метрики, видео, но сейчас это необходимо. Завтра, возможно, нужно будет поиск по группам в мессенджерах. Нужно чтобы поисковик в тренде был».
Елена Ужинова, промо-менеджер, редактор официального сайта Красноярской краевой филармонии (Красноярск):
«Меня устраивают те, что есть. Вероятность того, что поисковик придумает нечто новое — нулевая. Есть Google, его сервисы и почта в одном браузере. Аналогично и у «Яндекса». Что можно придумать такого, что не реализовано у вышеперечисленных? Да и даже если придумают, то вряд ли перейду: сила привычки, полезность, экономия времени».
Фактически, все мнения респондентов сводятся двум понятиям: «зачем изобретать велосипед?» и «вы делайте, а мы посмотрим». Так что, если в Wikimedia Foundation смогут действительно совершить революцию в мире поисковых систем, тогда и все наши читатели и редакция «Бизнес-ПРО» перейдут на Knowledge Engine.
«Бизнес-ПРО»