Создание и продвижение личного бренда в обществе – насущный вопрос для каждого современного человека. Стать той личностью, к мнению которой будут прислушиваться, чьи правила жизни захотят взять на вооружение и кто будет примером для подражания. Особенно развитие личного бренда важно для персон в медиа-пространстве, потому что здесь личные качества смешиваются с профессиональными и напрямую влияют на успех в разных сферах жизни. Вот и для новосибирского писателя-фантаста Андрея Фролова тема личного продвижения всегда заботила не меньше, чем написание очередного романа. О своих шагах в этом направлении и действенных инструментах он согласился поделиться с деловым порталом Сибири «Бизнес-PRO».
Сергей Спицын: Андрей, насколько мне известно, ты продвигаешь себя самостоятельно, начиная с первой твоей книги. Можешь рассказать, как это было?
Андрей Фролов: Первая моя опубликованная книга была «Мытарь» и я напечатал ее собственными силами в новосибирской типографии при поддержке друзей. Пытался распространять самостоятельно: ездил по книжным магазинам и привозил книги на реализацию, по три-пять экземпляров. Таким образом, продал где-то штук тридцать. Значительно лучше шли продажи через знакомых. Я занимаюсь ролевыми играми, и это такая аудитория, которая читает любую фантастику. Так вот, знакомым и членам тусовки удалось продать книг семьдесят. Может, чуть больше. Потом мои книги стали выходить в серьезных издательствах, и распространение перестало быть моей заботой.
Сергей: Что насчет продвижения? Какая роль отводилась издательствам?
Андрей: Продвижение, в принципе, есть, но это участь избранных, немногочисленного взвода хорошо продающихся авторов. Мое мнение, что раскручивают раскрученных. Чем больше человек печатается, чем больше он активен и светится на разных конвентах, фестивалях, тем сильнее его рекламируют. И это порочный круг, потому что у малораскрученного автора нет возможности стать более раскрученным, ибо его никто не раскручивает, потому что он малораскрученный.
Некоторые авторы самостоятельно занимаются раскруткой. Возьмем Сергея Лукьяненко, у него один из самых популярных дневников в «Живом Журнале» среди писателей. И он там, помимо мыслей о футболе и обо всем, еще публикует отрывки произведений, привлекая фолловеров и читателей. А других планомерно раскручивали как Вадима Панова: под него сделали специальный сайт, который в свое время был весьма посещаемый и обсуждаемый.
Что до меня, то раскрутка была сведена к упоминанию моих книг в альманахах, что рассылался издательством каждый месяц по торговым сетям, где давался список книг с кратким синопсисом, которые готовятся к выходу. Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и я это понял после активного внедрения в сеть.
Сергей: До каких шагов дошел сам?
Андрей: Понял, что необходимы презентации своих книг. Когда начались публикации в серии «Анклавы Вадима Панова», и это был 2011 год, то подумал, почему бы и не продвигать себя в своем родном Новосибирске? Тогда вышел на связь с ведущими книжными магазинами города – это «Плиний Старший», «Капитал» и «Читай-город». Рассказал им, кто я такой, что у меня выходит новая книга и хотелось бы провести презентацию. Мне везде сказали «хорошо» и подготовились к встречам. В одном магазине, правда, просто предоставили помещение с креслами, а вот два других привезли аудио-технику, пригласили специального ведущего, который активно зазывал гостей. В таком случае, могут прийти человек тридцать-сорок, хотя была одна встреча, на которой сидело всего три читателя. Но презентация – это непростое дело. Многие писатели – интроверты по своей сути. А здесь же надо рассказать о книге и при этом не показаться ботаником и дружелюбно ответить на любые, даже глупые и повторяющиеся вопросы.
Сергей: В чем плюс для тебя от таких презентаций?
Андрей: Читатель узнавал о существовании такого автора, который живет в Новосибирске и возможно пишет про Новосибирск. Еще такие встречи на руку магазинам. Ведь на презентации можно продать 10-15 книг с подписью автора, в то время как за месяц купят всего пять экземпляров.
Сергей: Что касается обычных творческих встреч: их тоже проводишь?
Андрей: Скажем так, я на них соглашаюсь – это инициатива городских библиотек. Их интерес можно понять, им нужна отчетность, нужно проводить мероприятия, завлекать подростков и делать это регулярно. Для меня это самореклама, а вот обратной связи с читателем нет: ведь на таких встречах 99% собравшихся не читали моих книг.
Сергей: Какую-нибудь отдачу чувствуешь?
Андрей: Прямой отдачи нет. Это скорее долгосрочные инвестиции, которые принесут прибыль, если удача в лице расположения редактора будет благосклонна. Здесь скорее надежда, что как-то запомнят и при случае это сработает. Что-то типа: «Фролов-новосибирец пишет фантастику про наш город, надо бы купить».
Сергей: Крупные фестивали и конвенты тебе помогали в раскрутке?
Андрей: Нет, потому что я на них не был. Меня несколько лет издательство «Эксмо» зазывает на Роскон – конвент по фантастике. Они были готовы оплатить мне проживание и вступительный взнос, но сибиряку ехать в Москву затруднительно по финансовым причинам. Так что отказывался, а теперь и вовсе не зовут. Возможно, если бы побывал, то смог встретиться в неформальной обстановке с моим редактором по издательству. И установил бы с ним контакт и нормальные рабочие отношения, что помогает в будущем, когда нужно «пробить» выход новой книги.
Сергей: Насколько понимаю, главный инструмент продвижения для тебя – это….
Андрей: Интернет, все верно. Сперва у меня была идея создать персональную страничку. Было несколько попыток, мне активно в этом помогали друзья, но все же до конкретного запуска сайта дело не доходило. В конце концов, плюнул на все и сделал самый простой сайт на ucoz. Да, он кривой и совершенно неудобный в интерфейсе, но там есть информация обо мне, есть несколько рассказов и постоянно обновляется раздел новостей и к тому же, там есть обратная связь со мной, через которую кто-то постоянно выходит на контакт.
К социальным сетям у меня сначала было презрение. Мол, всякая фигня там. Но в 2012 году пересмотрел свое отношение и завел группу во «ВКонтакте».
Сергей: Почему «ВКонтакте», а не Facebook?
Андрей: Две причины. «ВКонтакте» мне понятнее по интерфейсу, там проще что-то запостить и аудитория у Facebook все же старше. А мои книги больше рассчитаны на молодежь.
Сергей: Чем тебе помогает группа в «ВКонтакте»?
Андрей: Там читателю проще меня найти. А я могу рассказать новости о себе гораздо большему числу людей, чем на сайте. Приплод подписчиков дают конкурсы репостов. Они же завлекают новых читателей, потому что за победу в конкурсе человек получает книгу. И потом он, как правило, пишет мне отзыв и уже следит за выходом следующей книги.
Сергей: Какие еще у тебя методы при работе с группой в социальной сети?
Андрей: Легкая ненавязчивая реклама в виде новостей. Это не только новости о моей деятельности. Еще я выкладываю научные короткометражки, трейлеры фильмов по моей тематике – постапокалипсис и киберпанк, новости из разряда высокой науки. Такое напоминание будет интересным. А вот, в отличие от Лукьяненко, не публикую части своих новых книг. С этим всегда было стойкое предубеждение. Даже на сайте Самиздата, где писатели и графоманы тусуются в равной степени, никакого конструктива по критике я не увидел, хотя туда выложил целый роман. Что же говорить о «ВКонтакте», где даже в моей группе всего треть подписчиков читала максимум один рассказ или повесть?
Но речь не об этом. Главная моя мысль, что писатель должен заниматься написанием своих книг, а не придумывать, как продвигать себя. Вроде как это функция издательства, но я их отчасти понимаю: у них, таких авторов, сотни и всеми не займешься. Поэтому приходится перевоплощаться в пиарщика и рекламиста, и при этом забываешь, что ты – писатель, а это отнимает время и сбивает с мысли. Опять получается замкнутый круг.