На протяжении месяца цена на алюминий держится на уровне $2000 за тонну, время от времени то поднимаясь и обновляя полуторогодовые максимумы, то опускаясь. Если вспомнить, что последний раз цена металла пробивала отметку в $2000 за тонну 18 месяцев назад, можно смело делать вывод о многообещающем будущем алюминия.
По мнению ряда зарубежных и российских экспертов, восстановления цены связано с несколькими факторами. Во-первых, растущий спрос на физический металл, в частности, со стороны автопроизводителей. Во-вторых, запасы металла на складах LME постепенно сокращаются и уже опустились ниже 5 млн тонн.
В итоге ряд мировых производителей, международных статистических агентств и инвестбанков прогнозируют по итогу года дефицит алюминия на рынке за пределами Китая, тогда как в 2013 году профицит превышал 1 млн тонн. Так, ОК «РусАл» пересмотрел свой прогноз относительно дефицита алюминия в сторону увеличения — с 1,2 млн тонн до 1,5 млн тонн. Японская Sumitomo Corp. ожидает дефицит в более скромных масштабах (61 тыс. тонн), зато в следующем году нехватка алюминия на рынке вырастет в 8 раз, до 492 тыс. тонн. Аналитики Goldman Sachs предсказывают дефицит в размере 579 тыс. тонн после 7 лет профицита. Сitigroup Inc. и Morgan Stanley солидарны с коллегами. Исследовательская группа CRU по итогам I полугодия 2014 года уже зафиксировала значительный дефицит на мировом рынке (за исключением Китая) на уровне 600 тыс. тонн.
Дефицитный металл используется во многих отраслях, но некоторым покупателям придется довольствоваться меньшими объемами, до тех пор, пока мировые производители алюминия не приступят к запуску закрытых в прошлом году мощностей или же склады LME не выпустят на рынок все свои запасы. Возникает вопрос, какие отрасли сейчас активно скупают алюминий?
АЛЮМИНИЙ ДЛЯ БОГАТЫХ
Традиционно одним из основных потребителей алюминия является автомобилестроительная отрасль, и с каждым годом содержание этого металла в общем весе машины будет увеличиваться ввиду высоких показателей коррозийной стойкости, считают в «РусАле». Однако растущая доля алюминия в производстве автомобилей вызывает беспокойство у сталелитейных компаний. Его недавно выразил гендиректор «Северстали» (MOEX: CHMF) Алексей Мордашов, однако он заявил, что предпочитает расценивать этот вызов как дополнительный стимул для развития.
«В настоящее время алюминий — второй материал по процентному содержанию в общем весе автомобиля. Он применяется в производстве кузовов и компонентов подвесок, шасси, а также в блоках цилиндров, и других компонентах двигателя. 1 кг алюминия может заменить до 2-х кг стали или чугуна во многих областях применения», — директор по сбыту на рынках России и стран СНГ «РусАла» Роман Андрюшин.
Кардинальная ориентация автопрома на алюминий началась 10 лет назад с производства Audi А8, и уже сейчас большинство ведущих производителей — Mercedes, Audi, Jaguar, Toyota, Volkswagen — активно использует этот металл. К примеру, Jaguar не так давно анонсировал, что кузов будущего седана XE будет на 75% состоять из алюминия.
По мнению Р.Андрюшина, активное вовлечение алюминия в автопроизводство только начинается, поскольку его использование выгодно с экономической точки зрения — автомобиль весит меньше, соответственно, потребление топлива сокращается, в результате чего эксплуатационная стоимость машины становится более привлекательной.
Однако далеко не все компании могут позволить себе увеличить долю алюминия при производстве автомобилей и предпочитают придерживаться «стальных» традиций. В «АвтоВАЗе» (MOEX: AVAZ) «Интерфаксу» сообщили, что в автомобилях Lada изготавливаются около двух десятков деталей из алюминиевых сплавов, которые традиционно используются для всех машин низкого и среднего ценового сегмента.
«Исходя из нашего опыта и опыта других зарубежных компаний, можно сказать, что процесс расширения применения алюминиевых сплавов за счет замены деталей, традиционно изготавливаемых из стального проката или чугуна, сдерживается не по техническим причинам, а в связи с необходимостью обеспечения требуемой себестоимости изготовления этих деталей», — заявили в пресс-службе «АвтоВАЗа».
По словам представителя завода, стоимость алюминиевых сплавов существенно выше, и при этом требуются серьезные инвестиции для изменения технологии изготовления деталей. «В связи с этим, в ближайшее время «АвтоВАЗ» не планирует резкого увеличения объема применения алюминиевых сплавов, за исключением освоения производства в 2015 году нового двигателя Nissan, у которого блок цилиндров будет изготавливаться из алюминиевого сплава, в отличие от традиционно используемого нами чугуна», — подчеркнули в пресс-службе.
Несмотря на то, что крупнейший автопроизводитель РФ пока не собирается наращивать долю алюминия в своих изделиях, принятый закон о локализации автокомпонентов дает повод для надежды, так как с 2018 года планируется увеличение выпуска производимых в России компонентов.
В этом году «РусАл» уже реализовал проект на Саяногорском алюминиевом заводе по выпуску плоских слитков для производства автомобильных корпусов. Пока что эта продукция нашла своего покупателя за рубежом (Audi, Mercedes, Range Rover), но «РусАл» надеется, что в ближайшее время алюминиевый прокат будет востребован на отечественном авторынке.
Пока статистические данные по продажам автомобилей в РФ из месяца в месяц дают лишь почву для философских размышлений. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России продажи легковых и легких коммерческих (LCV, до 3,5 тонн) автомобилей в июле сократились на 23% к июлю прошлого года, до 180,767 тыс., а по итогам 7 месяцев — на 9,9% к аналогичному периоду прошлого года, до 1,565 млн машин. По словам представителя комитета Йорга Шрайбера, «в целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время». Представитель «РусАла» сообщил, что стагнация автопрома незначительно сказалась на снижении продаж сплавов в РФ по сравнению с оптимистичным прогнозом, это компенсировано продажами на внешних рынках.
И если российский авторынок тяжело переживает отсутствие бодрого спроса со стороны покупателей, то зарубежный автолюбитель уверенно давит на газ нового автомобиля. По данным Autodata Corp., продажи легковых автомобилей и легких грузовиков в США в июле 2014 года выросли на 9,1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до 1,435 млн машин. Число зарегистрированных новых автомобилей в 27 странах Европейского союза (без учета Мальты) десятый месяц подряд увеличивается и в июне рост составил 4,5% по сравнению с тем же месяцем 2013 года, до 1,189 млн машин, сообщает Европейская ассоциация производителей автомобилей (ACEA). Но наибольший прирост продаж легковых автомобилей продемонстрировал Китай. По данным организации Passenger Car Association в июле 2014 года в Китае было реализовано 1,32 млн автомобилей, что выше на 11,5% относительно июня этого года. По итогам I полугодия продажи автомобилей в Китае подскочили на 11% к январю-июню 2013 года, до 9,09 млн.
АЛЮМИНИЙ ИДЕТ ПО ПРОВОДАМ
Алюминий щекочет нервы не только сталепроизводителям, занимая все большую долю в автомобилях, но и может серьезно испортить настроение медным компаниям. По мнению зарубежных экспертов, опрошенных Financial Times, алюминий может в ближайшее время потеснить медь в производстве кабелей и проводов, и основная тому причина — ценовая привлекательность алюминия. Если медь и алюминий в начале 2002 года стоили примерно одинаково, то выбор производителей проводов пал на медь ввиду ее технических преимуществ. Однако за 12 лет медь подорожала почти в четыре раза, до $7000 за тонну и выше, в то время как алюминий едва ли может похвастаться столь стремительным ростом, несмотря на то, что с начала года спотовая цена выросла почти на 17%, до $2064 за тонну.
Согласно прогнозу директора по закупкам цветных металлов компании Nexans (ведущий производитель кабельной продукции) Кристофа Аллейна, в ближайшее время в энергетике спрос на алюминиевые линии электропередачи будет расти. По его словам, уже в прошлом году клиенты компании интересовались возможностью производства кабелей и проводов не из меди, а из алюминия ввиду значительной разницы в цене. По данным топ-менеджера Nexans, если в странах Запада алюминий широко используется в производстве кабелей и проводов (60%), то в странах Персидского залива и в Китае на его долю приходится лишь 25%.
Представитель ОАО «МОЭСК» (MOEX: MSRS) сообщил «Интерфаксу», что сегодня в столичном регионе в воздушных ЛЭП всех классов напряжения используется алюминий. «Электроснабжение Москвы осуществляется в основном по кабельным линиям, которые также различаются по классам напряжения. Линии от 0,4 до 35 кВ в основном прокладываются алюминием. Применение меди рассматривается в случаях, когда требуется передать большую мощность на этом классе напряжения. Медная жила идет уже в высоковольтных кабельных сетях 110-220 кВ и выше, так как медь имеет низкое сопротивление и при одинаковом с алюминием сечении обеспечивает необходимую пропускную способность», — пояснили в компании.
По словам представителя МОЭСК, с учетом высокой загрузки столичных сетей, имеющейся производственной инфраструктуры и инвестиционных возможностей — иной альтернативы при прокладке сетей (алюминий или медь) у энергетиков пока нет. «Но не исключено, что в будущем широкое распространение получит сверхпроводимость, и это, безусловно, найдет свое отражение в части возможного применения других видов металлов для передачи электроэнергии», — рассказали в пресс-службе.
Между тем, как отметил эксперт на российском медном рынке, если сравнивать применение меди и алюминия в электроэнергетике, то комфорт и продолжительность эксплуатации медных кабелей в разы выше алюминиевых (50-150 лет и до 10 лет соответственно). Кроме того, проводимость и емкость медных кабелей выше, и затраты на их поддержание намного ниже. Собеседник «Интерфакса» подчеркнул, что основное «замещение» металлов уже произошло в 2007-2008 гг., что в купе с растущими ценами на алюминий говорит о том, что каких-то значимых перемен не будет.
Однако алюминий вытесняет медь не только в электроэнергетике, но и в жилищном строительстве, где существует перспектива расширения его применения. По мнению Р.Андрюшина, алюминий и сплавы на его основе позволяют достичь гораздо больших потребительских свойств и технических характеристик, которые 10 лет назад были неизвестны.
«Доля меди, конечно, не будет сведена к нулю, поскольку замены ей нет в тех продуктах, где требуется высокая проходимость. Но в жилищном строительстве потребление меди будет снижаться из-за явных преимуществ использования алюминия — как качественных, так и ценовых», — рассказал Р.Андрюшин.
ВАГОН, БАНКА И АЛЮМИНИЕВАЯ ТРУБА
Помимо основных лидеров по потреблению алюминия, есть еще, по крайней мере, три направления, которые могут поддержать спрос на металл на высоком уровне — это алюминиевые банки, алюминиевые грузовые вагоны и бурильные трубы.
Упаковка очень сильно недооценена с точки зрения рыночного потенциала и спрос на этот вид алюминиевой продукции в РФ сейчас ниже уровня развивающихся стран, считают в «РусАле». Дополнительной поддержкой к активному использованию алюминиевой банки станет, в том числе, Чемпионат мира по футболу 2018 года в РФ.
«Алюминиевая упаковка отлично сохраняет химический состав и вкусовые качества продукта, что крайне важно для конечного потребителя. У «РусАла» множество проектов с крупнейшими производителями алюминиевого проката, в частности, мы тесно сотрудничаем с Alcoa — одним из крупнейших наших потребителей, на долю которого приходится порядка 15% от продаж компании на внутреннем рынке», — объясняет Р.Андрюшин.
Верит в российский рынок алюминиевой банки не только «РусАл», но и один из крупнейших производителей этой продукции — британская Rexam PLC, которой в РФ принадлежит четыре завода. По итогам 2013 года на долю России приходилось чуть больше 6% от мировых продаж компании, или 242 млн фунтов стерлингов, в то время как в 2012 году эта доля составляла 7,5%, или 292 млн фунтов стерлингов. Как объясняет Rexam, основная причина снижения уровня продаж в РФ связана с принятием нового законодательства, в частности запрета на продажу пива в киосках, а также ввода новых мощностей конкурентами. По итогам I полугодия 2014 года объемы продаж в РФ незначительно снизились, в то время как доля алюминиевых банок выросла с 17 до 20% на рынке тары.
К числу наиболее актуальных сфер применения алюминия относится бурение, технология которого была создана и развивалась еще во времена СССР. Как в автопроме и жилищном строительстве, одно из конкурентных преимуществ алюминиевой бурильный трубы заключается в том, что изделие гораздо легче стального аналога, в результате чего потребуется меньше оборудования для поддержания одной скважины, что снизит удельные затраты на эксплуатацию.
«Это очень инновационное предложение, которое будет интересно, особенно в нашей стране. Основные участники рынка обладают технологиями и мощностями по производству, и после отработки окончательной технологии готовы увеличить поставки как минимум в 2 раза. «РусАл» под этот проект имеет возможность уже со следующего года поставлять до 30 тыс. тонн алюминия в год для производства бурильных труб», — рассказал Р.Андрюшин.
Несмотря на то, что производство алюминиевых бурильных труб, по мнению «РусАла» — весьма многообещающее направление, политика вносит свои коррективы в планы производителей. Как стало известно на днях, Alcoa и ОАО «Роснано» решили расторгнуть договоренность о партнерстве по выпуску труб с защитным покрытием для нефтегазового сектора России на фоне сложной политической обстановки. Однако на первом этапе американская компания будет самостоятельно реализовывать проект и, возможно, на последующих этапах «Роснано» присоединится к Alcoa.
И, наконец, третье перспективное направление для алюминиевой отрасли может стать производство алюминиевых грузовых вагонов, или хопперов. Этот вид вагонов способен увеличить грузоподъемность до 79 тонн, а также после срока эксплуатации быть полностью утилизированным в отличие от стального аналога, рассказывает топ-менеджер «РусАла».
«Очевидные выгоды грузоподъемности должны полностью компенсировать удорожание, которое может возникнуть при производстве алюминиевого вагона. На текущий момент экспериментальный алюминиевый грузовой вагон произведен, проходит откатку и тестирование. К сентябрю-октябрю этого года мы ожидаем получить результаты тестов и эксплуатационных характеристик, после чего он будет предложен РЖД», — рассказывает Р.Андрюшин.