Работа с заводами — обычно мужская сфера. Но представителем группы компаний «Веломоторс» на Северо-Западе, а теперь и в Сибири стала женщина — Ольга Гран.
Ольга рассказала «Бизнес-ПРО» о своей работе и об открытии в феврале представительства Жуковского веломотозавода в Новосибирске.
Информация о самом производстве:
Жуковский веломотозавод в Брянской области — самый старый в России. Работает с 1925 года! В конце 19 века в Жуковке построили маленький чугунолитейный завод, во время первой мировой войны на нём стали ремонтировать обозы-двуколки и повозки.
В 1925 году создан Жуковский механический обозный завод, в ВОВ эвакуирован в Пензенскую область, но за годы оккупации были сожжены и разрушены все здания завода. В 50-х годах XX века завод из обозного перестраивают и перепрофилируют в машиностроительный.
После очередной реконструкции с мая 1961 года завод начал выпускать больше 600 тысяч велосипедов под маркой «Десна» (а всего 17 миллионов!).
В 90-е годы завод оказался в долгах и разрухе, сменил много хозяев, прошёл через несколько процедур банкротства. К 2008 году на некогда процветающем заводе в штате осталось 4 человека…
В 2008 года завод приобрели предприниматели Начёвкины Юрий и Александр, они организовали предприятие «Веломоторс» и восстановили производство, нарастили штат до 100 человек и начали выпускать велосипеды, а затем скутеры, мотоциклы, квадроциклы. Наладили контакты с азиатскими производителями, с заказчиками из Франции, Швеции и Италии.
Через 2 года внедрили систему качества и запустили тестовую линию. Внедрили производство для покраски. Сейчас завод выпускает 6 велосипедов в минуту, это около 3 млн в год.
И немалую роль в этом возрождении сыграла Ольга Гран. Сегодня она поделилась своей историей и планами на будущее с редакцией «Бизнес ПРО».
— Ольга, как вы попали в этот неженский бизнес?
— В этом бизнесе на самом деле женщин практически нет. Я знаю только одну, кто самостоятельно, без супруга, ведёт бизнес в нашей сфере. А мне просто была очень нужна работа. Я одна воспитывала дочь, жилья в Санкт-Петербурге не было, хотя это и мой родной город.
Познакомилась с дилерами веломотозавода, они позвали меня в найм, в представительство в СПб. По определенным причинам я с этой позиции через некоторое время ушла.
С октября 2018 года я работаю как самостоятельная единица, набрала себе классную команду, сама принимаю решения, сама выстраиваю стратегию и слежу за договоренностями. Если умеешь кататься на одном велосипеде – то на другом поехать несложно!
Если посчитать, я работаю в этом бизнесе уже 19 сезонов. У нас так принято – сезонами мерить 🙂
— Считается, что этот бизнес сложный. Как получилось у вас?
Сложно и интересно. Причем сложно было вначале, даже было страшно. Когда компания не твоя, как-то попроще, и решения ты не принимаешь, а только исполняешь. В самостоятельном плавании опасаешься подводных камней. И не зря, подводные камни есть. Но не там, где я их ожидала. А дальше я набралась смелости, и всё оказалось вполне по силам.
Главное в нашем бизнесе – коммуникация с клиентами. Традиционно сильная женская компетенция, кстати. Я знаю, как зовут супругов моих клиентов, когда у них дни рождения, чем они увлекаются. У меня есть менеджер (а также кладовщики и водители), но контакты я налаживаю сама, и стараюсь всегда быть в курсе последних новостей клиента и его бизнеса. Те, кто приходят из других сфер, сначала думают, что здесь всё так же, как у них. Но мало кто добивается успеха как раз из-за этой специфики личных контактов.
— Большая конкуренция?
Да, конкуренция жёсткая. В первые годы моей работы это была буквально война. Моральное давление, «грязные» методы… Например, могли взломать аккаунт моей дочери в соцсети. Или искать «компрометирующие» личные данные у моих друзей или вскрывать мою личную электронную почту.
Дискредитировать меня, разумеется, не получилось – нечем!
— Как на ваш бизнес повлияли пандемия, СВО?
В пандемию мы преуспели даже больше, чем до неё – видимо, запрос на индивидуальный способ передвижения и резко выросшая потребность в курьерах помогли. И вообще, в кризисы продажи велосипедов только растут. Бензина не нужно, платить за фитнес не надо – получается быстро, недорого, здорОво. И детям в деревне у бабушки (вместо Турции и других зарубежных мест отдыха) досуг нужно организовать!
С началом СВО сильно поменялась логистика: стоимость доставки возросла в три раза, и это заметно в цене.
— Чем ваши велосипеды отличаются?
Качеством! Рекламаций очень мало, велосипеды отличные. Бывали и не очень удачные комплектующие из того же Китая, но всё уже в прошлом. Сейчас поставки налажены, и к качеству претензий нет ни у нас, ни у клиентов.
Популярны внедорожные и городские велосипеды. Они сравнительно недорогие и подходят для езды по пересеченной местности (и по городским улицам, которые зачастую не сильно-то отличаются по рельефу от загорода). Намного реже берут шоссейные – они значительно дороже в производстве, так как должны быть очень лёгкими и прочными.
— В чем особенности этого бизнеса? Как преуспеть?
Очень выраженная сезонность. Полгода сидишь, ждёшь сезон. В Сибири даже больше получится из-за климатических условий. Оптовики начинают работать раньше, готовятся к сезону в рознице, и тем, кто делает предзаказ заранее, достаются очень хорошие условия. И больший выбор.
Зимой продаём «ватрушки», но это, конечно, не те масштабы, что с велосипедами.
В этом бизнесе нужно уметь находить подход к людям. Здесь не так много клиентов, а основной приём конкуренции – демпинг, что в целом негативно сказывается на отрасли. Но радует, что есть категория клиентов, которые уже оценили качество, кто требователен к своей технике, и за низкой ценой они не пойдут.
— Какие принципы вы выработали?
Абсолютная честность и порядочность. Во всём. И с сотрудниками, и с клиентами, если те поступают непорядочно, я веду себя жёстко.
Соответственно, я в таких играх не участвую вообще: если я буду тем же отвечать – то стану такой же, а мне это претит. Я считаю, что за все поступки воздастся, и уже в этой жизни. Поэтому просто сижу на берегу и жду, когда мимо проплывёт труп врага. Почти всегда дожидаюсь.
И ещё я стараюсь не работать с друзьями. Были истории, когда человек позволял себе больше, чем положено по субординации, но сложно делать замечания и «песочить» как любого другого сотрудника — друзья же! Мне воспитание не позволяет 🙂
— Детство на ваш характер сильно повлияло?
— Пожалуй, да. Я рано стала самостоятельной. Мама ушла из жизни, когда мне было всего 15. Она занималась исследованиями в лаборатории СПИДа в Белоруссии и работала в центральном исследовательском радиологическом институте в Ленинграде.
Отца не стало ещё раньше, когда мне было 3 года. Бабушка по папиной линии оформила опекунство, но жить в Белоруссии не смогла, уехала в Санкт-Петербург. Год я жила совсем одна. А потом тоже уехала в Санкт-Петербург. Никто не помогал – разве что, первое время поживала в квартире бабушки.
— На каком месте у вас работа, а на каком семья и хобби?
Пожалуй, работа на первом. Дочери было сложнее, чем сыну: почти всё лето она жила в Белоруссии, а я на машине моталась туда по выходным (700 км всего-то!), дочь часто оставалась с няней.
Помню, как она спросила: мама, почему я остаюсь не с тобой, а с Юлей (няней)? Отвечаю: потому что мне нужно работать. И детский ум выдал: а Юле не нужно работать, потому что у неё есть Дима? Давай тебе найдём мужа, и ты не будешь работать!
Но так я не могу! Уже не могу. Втянулась! И потом, я уверена, что рассчитывать нужно только на себя, и этому же учу свою дочь. Масса живых примеров в окружении, когда женщина остаётся не только без мужчины, но и без детей, и без работы, и без имущества, большие бизнесы очень быстро растаскивают.
Ева сейчас очень радует, она меня превзошла по многим параметрам. Я себя считаю более наивной, что ли. Она максималистка, у неё всё чётко.
Сын Герман больше похож на меня, мягкий, добрый мальчик, но авторитетов у него нет, с ним нужно договариваться. Для него я выбрала частное образование, и это последняя статья расходов, которую я исключу, если вдруг доходы просядут. Ходили в гимназию с валидолом под языком, а в частной школе ребёнок стал совсем другим, нашёл своё место, прекратились конфликты.
Ещё у меня есть любимый кот, мейкун, большая опасная зверушка-котопёс. Когда меня долго нет, встречает сурово: ждёт, когда я чем-то займу руки, и от души кусает – где, дескать, шлялась???
— Чем занимаетесь в свободное время? Ходите на нетворкинги, на светские мероприятия?
В принципе, зимой свободного времени гораздо больше, чем в сезон, раньше ходила. Но обычно на таких встречах есть хорошее вино, а я его люблю… И два-три раза в неделю ходить на такие встречи с алкоголем – так себе вариант, здоровье дороже. Я не светская львица, которая может позволить себе спать до 12, подъём стабильно в 6.30, мне на работу, сыну в школу. Шить, вязать – тоже не моё, так что можно сказать, что я в поиске новых интересных занятий для себя в свободное время.
— А как же внутренний туризм? На велосипед — и вперёд!
Вот и нет! Велосипед у меня есть, но когда нужно кататься – я работаю с утра до ночи. А зимой негде. И холодно…
Внутренний туризм не люблю за низкий сервис или его полное отсутствие. Просят большие деньги, но это не гарантирует результата.
Увлекаюсь большим теннисом, занимаюсь с тренером. Ещё фитнес и йога. Раньше я считала, что йога – ерунда какая-то, не моё, а потом нашла своего прекраснейшего учителя. Восхищаюсь ей как женщиной и как преподавателем, после её занятий выхожу как новая, мне даже массаж не нужен! А ещё во многом благодаря ей я научилась сохранять спокойствие в любой ситуации. Это и в бизнесе помогает.
Белоруссию люблю. Грузию обожаю, там бы я смогла жить. Мне нравится, где эмоциональные люди. В Хельсинки, например, смотрю по сторонам – и думаю: как вы тут все живёте и сохраняете психическое здоровье?! Какая же тоска…
— Какие у вас планы в Сибири?
Скромно добиться тех же результатов, что и в других филиалах. Сейчас у меня эксклюзивное разрешение на Новосибирск и область (на Петербург выдано 3 разрешения, к примеру, в Москве их десятки), а дальше посмотрим, как пойдёт!
Сейчас я уже организовала всё так, чтобы упростить и автоматизировать работу.
— Что вас привлекает в этом бизнесе?
— Деньги (Ольга хохочет).
Всё очень просто: когда работаешь сама на себя, ограничений сверху практически нет. Результаты зависят только от моей личной эффективности, и можно расти бесконечно. Если, конечно, выполнять все требования завода для получения специальной цены, давать план.
Меня очень захватывает этот процесс, я в хорошем смысле азартна: мне интересно добиваться результатов.
— Когда открываетесь в Новосибирске?
В феврале-марте. Первый год, а то и больше, планирую работать одна, выводить марку на рынок и делать её популярной, наращивать запас прочности.
Буду лично ездить к клиентам и договариваться об условиях сотрудничества, и параллельно искать команду в Новосибирске и области. Люди здесь другие и по характеру, и по восприятию, и даже по трудоспособности.
Уже есть договоренности с сетями. Сейчас тщательно изучаю Новосибирск. Смотрю, как здесь развито велосипедное движение, какие есть сообщества, какая инфраструктура – это очень важно. Я ведь могу привезти много, а могу слишком мало.
Будем развивать велодвижение в городе и области!
Контакты:
+7 961 804 3030 Ольга Гран
+7 906 225-30-07 Алексей (менеджер)
Завод «Веломоторс» https://velomotors.ru/
Велосипеды «Стелс» https://stelsbicycle.ru/