Продукция сибирских предприятий РУСАЛа конкурентоспособна даже при текущих ценах на металл. Но поводов расслабляться нет, считает Владимир ПОЛИН директор по алюминиевому бизнесу «Восток».

 – Алюминиевый дивизион «Восток» в первую очередь ориентирован на азиатские рынки, где прочные позиции занимает Китай. В чем особенность работы с покупателями продукции Компании в Азии? Есть ли угроза, что китайский алюминий составит жесткую конкуренцию продуктам РУСАЛа?

Такая угроза есть, однако она не прямая. На мировом рынке мы практически не конкурируем с китайским алюминием. Есть конкуренция, которая идет на уровне производства конечной продукции, иными словами, Китай конкурирует с нашими клиентами. Для того чтобы помогать клиентам, мы просто обязаны быстро ориентироваться в потребностях рынка и переходить на новые виды, марки сплавов, создавая все более высокотехнологичные продукты.

Сегодня мы, например, не имеем возможности проводить долгие лабораторные исследования, а делаем новые марки требуемого качества «с колес», таким образом достигая необходимой скорости для поставки продукции. Именно поэтому мы ставим новейшее оборудование на наших литейных мощностях, постоянно их совершенствуя. В 2012 году новое оборудование для контроля качества сплавов в потоке литья было установлено на КрАЗе, БрАЗе и САЗе. В 2013 году продолжаем модернизацию литейных комплексов для расширения продуктовой линейки сплавов. В планах текущего года – улучшение литейных мощностей КрАЗа, САЗа, БрАЗа и ИркАЗа. Для решения всего этого комплекса задач в Компании недавно создан Литейный центр.

– Какие еще программы по модернизации предприятий реализует РУСАЛ в АДВ? И какой вы ожидаете экономический эффект?

– Наши модернизационные программы связаны как с необходимостью постоянно повышать эффективность существующих технологий, так и с изменением экологических требований. Сегодня мы в АДВ реализуем две основные программы.

Так, программа «Экологический Содерберг» направлена на совершенствование применяемой на наших предприятиях технологии Содерберга. Ее внедрение идет на Красноярском, Братском, а запуск планируется на Иркутском и Новокузнецком заводах. Внедрение этой технологии позволяет достичь экологических показателей алюминиевого производства на уровне мировых стандартов и попутно обеспечивает рост эффективности по двум направлениям. Первое – сокращение оборотного капитала за счет использования меньшего количества жидкого алюминия в ванне: масса металла в электролизере при данной технологии снижается на 30%. И второе направление – повышение эффективности по ряду технических показателей, что положительно влияет на себестоимость. Например, увеличение энергоэффективности процесса приводит к снижению издержек почти на 4,5 доллара на тонну. При наших объемах производства это существенная экономия.

Еще одна программа – внедрение на предприятиях, работающих на Содерберге, технологии обожженного анода. Опытный участок находится на Новокузнецком заводе, здесь в прошлом году запущено три электролизера. По результатам опытно-промышленной эксплуатации на эту технологию планируется перевести часть мощностей Новокузнецкого и Иркутского алюминиевых заводов.

– Какой объем средств Компания планирует инвестировать в 2013 году в модернизацию предприятий дивизиона?

– Всего в модернизацию и реконструкцию действующих производств в 2013 году мы планируем вложить 48-50 млн долларов, что более чем в три раза  превышает аналогичные инвестиции в 2012 году. Программы показали хорошие результаты, поэтому финансирование увеличено.

– Насколько заводы готовы к модернизации с технической точки зрения? Ведь иногда экономически выгоднее полностью закрыть старое производство и построить новое предприятие.

– Отмечу, что практически все мощности действующих заводов АДВ модернизационно пригодны. Исключение составляет первая производственная площадка НкАЗа (НкАЗ-1). Она слишком старая и неэффективная. В перспективе НкАЗ-1 рассматривается как база для организации производства алюминиевой продукции конечных переделов.

– Планируется ли перепрофилировать производство на заводах дивизиона?

– Этот вопрос мы серьезно изучаем. Однако перепрофилирование производства заводов дивизиона «Восток» на продукцию высоких переделов в настоящее время не планируется.

– За счет чего еще, помимо модернизации, дивизион планирует увеличивать эффективность производства?

– Мы концентрируемся на наращивании доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС) – сплавов, катанки и прочего. Сегодня наши заказчики – Mitsubishi, Alcoa, Hydro, Toyota,Volkswagen, Novelis и другие – как раз и производят продукцию высоких переделов и одновременно являются потребителями нашей продукции с добавленной стоимостью. Мы сохраняем планы по наращиванию доли ПДС в производственном портфеле. По итогам 2012 года этот показатель составил 33% от общего объема производства АДВ, в 2013 году мы планируем увеличить его до 36%, а к 2017 году постепенно довести до 50%.

– Как изменится сбытовая политика Компании после ввода Богучанского и Тайшетского заводов?

– Говорить о деталях пока рано, но общее понимание, кому мы будем продавать продукцию новых заводов, конечно, есть. Исходя из их местоположения, продукция будет ориентирована на Восток – Японию, страны Юго-Восточной Азии, Китай. Первый пусковой комплекс БоАЗа мы планируем запустить в эксплуатацию во втором полугодии 2013 года. Предположительно эти мощности дадут Компании около 15 тыс. тонн товарной продукции до конца года.

– Какова себестоимость продукции на предприятиях дивизиона? Как планируете ее снижать? Какие прогнозы по себестоимости?

– Заводы восточного дивизиона являются самыми эффективными в РУСАЛе, но это нас не успокаивает. Мы постоянно и напряженно работаем над снижением издержек и увеличением эффективности. Например, в 2012 году мы добились меньшей себестоимости, чем в 2011 году, что с учетом объема производства на заводах АДВ дало эффект на десятки миллионов долларов. Работа по сокращению издержек продолжится и в 2013 году – для этого на предприятиях реализуются программы по развитию лучших практик, особое внимание уделяется производственной системе, улучшению условий труда, развитию персонала.

К сожалению, уровень себестоимости зависит не только от наших усилий. Огромную роль играют тарифы на электроэнергию, которые постоянно растут. Тяжело давать прогнозы по стоимости электроэнергии на 2013 год, но пока мы считаем, что в среднем она составит около 3,07 цента за кВт/час. Что ж, будем работать и делать то, что в наших силах. Отмечу, что все последние три года при постоянном росте цен на электроэнергию мы добиваемся снижения ее удельного расхода.

Совет директоров РУСАЛа одобрил сокращение производства в 2013 году на 300 тыс. тонн. Компания заявляла, что сокращение коснется также и сибирских заводов. На каких предприятиях восточного дивизиона сейчас перепроизводство и какие из них потенциально могут попасть под программу сокращения?

– Программа сокращения производства еще не утверждена, поэтому детально говорить об объемах и сроках пока рано. Но речь, в любом случае, идет не о перепроизводстве – у нас его нет. Все заводы алюминиевого дивизиона «Восток» более или менее эффективны. Сейчас в самом сложном состоянии, в сравнении с прочими предприятиями АДВ, находятся два завода: Иркутский и Новокузнецкий. Основная причина – высокие тарифы на электроэнергию. На НкАЗе, например, проблемной является первая производственная площадка, запитанная через сети МРСК Сибири.

Поэтому сокращение производства, если и будет утверждено, то только для того, чтобы снизить объемы закупок дорогого импортного сырья и тем самым повысить среднюю эффективность по дивизиону. В ближайший месяц мы определимся, будем ли сокращать объемы. Максимальное снижение по дивизиону возможно на 40-50 тыс. тонн, что при годовом выпуске металла в АДВ (свыше 3,5 млн тонн) составит менее 2%.

 

БИЗНЕС-PRO