На днях, в очередной раз зайдя на свою страничку «Вконтакте», я увидела сообщение от 8 –летнего брата подруги. Маленький Миша интересовался успехами сдачи последней сессии, делами насущными, да и вообще, норовил стать моим «123 другом». В свою очередь, я, скорее кликнув в ответ, на Мишину «стену», обнаружила, что вся она исписана его сверстниками. Одноклассники решали в сети абсолютно все вопросы, начиная от домашнего задания, заканчивая обсуждением, кого пригласили на день рождения Кати Александровой, а кто остался за бортом веселья. Испытывая лёгкое недоумение, почему дети, каждый день видящиеся в школе, обсуждают свои дела в пределах социальной сети, а не посредством личного общения или, на худой конец, по телефону, я отчеканила Мише «Иди делай уроки» и закрыла «Контакт». 8-летний ребёнок натолкнул меня на размышления о том, почему мы вместе с абонентской платой за интернет, отдаём деньги и за общение – вещь испокон веков бесплатную?

Если в цифрах…

Компания «MASMI Russia», специализирующаяся на маркетинговых интернет-исследованиях, установила, что 57% пользователей Мировой паутины проводят 7 дней в неделю за просмотром материалов Интернета. Что касается часовых показателей, то 40% опрошенных пользователей проводят в Интернете минимум 30 часов в месяц. А на что же, собственно, тратится драгоценное время?89% российских интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях; 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. Таким образом, путём несложных математических вычислений, получаем, что российские любители «посидеть» в Интернете тратят около 30% времени на посещение «Контакта» и «Одноклассников».  А это значит, что и весомая часть денежных средств отходит интернет- провайдерам  только за желание пообщаться.

Как жизнь реальная разнится с виртуальной?

Следующим после определения размера платы за общение встал вопрос о соотношении реально существующих друзей и друзей виртуальных. Статистика, как всегда, на радужные картинки не щедра. Социологи-аналитики рекрутингового портала www.superjob.ruпровели опрос и выяснили, что у каждого шестого россиянина друзей нет вообще. Стоит отметить, что  среди наших соотечественников до 24 лет близких друзей нет у 11%,а именно эта возрастная группа составляет категорию наиболее активных пользователей социальных сетей. Хотя бы один настоящий друг есть почти у каждого пятого россиянина (21%), хотя, здесь очень часто происходит «совмещение ролей и обязанностей» — лучшим другом становится мама, жена или даже сын. По словам еще 20% опрошенных, у них есть два близких друга.

А какова же ситуация на страничках социальных сетей? Я не могу назвать себя активным пользователем, отношусь скорее к тем 49%, которые «просиживают» «Вконтакте» не больше 10 часов в месяц, но даже у меня виртуальных друзей более ста, в свою очередь, около 60 % из которых «дружат» одновременно более чем с 200 человек. Несложные математические вычисления по данному пункту даже не возникает желание производить. Результат очевиден: на просторах Глобальной сети мы все гораздо общительнее. Ресурсы Паутины с нами не только дома и на работе, они доступны всюду. По данным всё тех же исследователей «MASMI Russia»62% россиян периодически используют мобильный Интернет, из них 14% – ежедневно.

Можно ли избежать денежных затрат на посещение социальных сетей?

Рассуждать о том, хорошо или плохо то, что такую весомую часть нашего общения составляет именно его виртуальная форма, вряд ли сегодня имеет смысл. Так уж сложился наш век сумасшедших ритмов и отсутствия времени. Поэтому лучше задуматься о том, каким образом сделать использование социальных сетей наиболее выгодным. С точки зрения интернет-провайдера нет ни какой разницы, используем мы Интернет для общения в «социалках» или же посещаем другие сайты. Многие крупные компании уже отменили тарификацию посещения популярных социальных порталов. Практика скидок и льгот  вводится и среди мобильных операторов связи. Норвежский оператор «Telenor» разработал версию мобильного клиента для пользователей популярной социальной сети «Facebook».  Совместно с «T-Mobile USA» «Facebook» запустил приложение для Blackberry. Оно обеспечивает полностью интегрированную работу сервисов оператора, социальной сети и мобильного телефона. Так, например, пользователь фотографирует, потом переходит в список опций для работы со снимком. «Отправить на Facebook» — одна из таких опций. Виртуальный оператор «Virgin» «Mobile» предлагает своим абонентам приложение для «Facebook», которое позволяет пользователям, участвующим в рекламных акциях, заработать до 75 бесплатных минут разговоров в месяц. Подобное сотрудничество с недавнего времени практикуется и в России. На красноярском рынке операторов связи такие услуги представлены торговой маркой «Билайн», разработавшей для своих абонентов целый комплекс возможностей функционального использования ресурсов Мировой сети. Так называемые «0 зоны» — это территория интернет-пространства, на котором оператор связи предоставляет свои абонентам право  бесплатного использования текстовых версий 0.facebook.com и 0.vkontakte.ru, а также бесплатные SMS-оповещения из социальных сетей LiveJournal и Mamba и интерактивный SMS-обмен в сетях Vkontakte, Одноклассники, Facebook, Twitter. Если учесть, что мобильный интернет большинство из нас использует именно для отправки сообщений «сайтовым» друзьям и просмотра фотографий, то «0 зона» может стать действительно выгодным предложением, которое позволит сэкономить около 30 % расходов на Интернет.

8-летнего Мишу в «друзья» я всё-таки добавила. Видно такие уж они есть – дети поколения новых технологий, и нам с ними лучше дружить. Интернет-пространство будет и дальше уверенно завоёвывать пространство нашей жизни, а потому, стоит научиться использовать его наиболее эффективным способом. Например, начав дружить «бесплатно» в пределах «нулевых зон».